кровля (страница в развитии)

Общие положения.

Кровля это верхний элемент покрытия здания, подвергающийся атмосферным воздействиям. От её надёжности зависят условия эксплуатации объектов и долговечность защищаемых частей. Кровли являются гидро- и теплоизолирующими конструкциями покрытий зданий и сооружений.

Гидроизолирующие части кровель устраивают из рулонных, мастичных и штучных материалов. Для теплоизолирующей части используют монолитные, плитные и сыпучие материалы.

Наиболее долговечны кровли из штучных материалов:

черепичные служат 60 и более лет,

асбестоцементные служат 30 и более лет,

остальные кровли служат от 25 и более лет.

В местностях, богатых лесом, устраивают кровли из досок, гонта и щепы.

Устройство рулонных кровель из руберойда и толя менее трудоёмко, но продолжительность их службы намного меньше. Временные здания обычно покрывают толем.

В комплексный процесс устройства кровли входят подготовительные, основные и сопутствующие им транспортные процессы, состав которых зависит от назначения здания и применяемых теплои гидроизолирующих материалов.

Кровли из рулонных материалов.

Подготовительными процессами при устройстве кровель из рулонных материалов являются перематывание рулонных материалов (руберойд, толь и другое) для распрямления и очистки от посыпки, а так же приготовление мастик и грунтовок.

Различают горячие и холодные мастики. Горячие состоят из вяжущего в виде обезвоженного битума или пека и наполнителя из асбеста 6 или 7 сорта, извести – пушонки и тому подобное. Холодные мастики получают введением в обезвоженный битум смеси растворителя в виде солярового масла с наполнителями из асбеста и извести.

К основным процессам относят подготовку основания под пароизоляцию и её устройство, укладку утеплителя, выравнивания основания под ковёр устройством стяжки, огрунтовку основания, устройство ковра и его защитного слоя.

Устройство кровли из рулонных материалов начинают с подготовки основания под пароизоляцию (путём затирки поверхностей железобетонных плит цементным раствором марки не ниже М 50), включая устройство опор под воронки внутреннего водостока. Пароизоляция бывает окрасочной и оклеечной. Окрасочную пароизоляцию из горячих или холодных битумных мастик наносят в один слой толщиной 2 миллиметра. Оклеечную устраивают наклеиванием полотнищ пергамина на горячей битумной мастике толщиной 2 миллиметра.

Мастику для пароизоляции подают на крышу по шлангу от автогудронатора и наносят через форсунку.

Наиболее технологична монолитная теплоизоляция из лёгких бетонов, битумоперлита, полимербетона и тому подобное, приготавливаемая и укладываемая передвижным комплектом машин.

На отвердевшую мастику пароизоляции укладывают слой теплоизоляции полосами (через 1) шириной 4…6 метров по маячным рейкам. Полосы разделяют поперёк через 6…12 метров рейками толщиной 10 миллиметров. После укладки теплоизоляции заполняют пропущенные полосы и компенсационные швы.

Поверх теплоизоляции делают выравнивающую стяжку из цементно – песчаного раствора или асфальтобетона.

Чтобы предохранить водоизоляционный ковёр от температурно – усадочных деформаций основания, в стяжке над стыками плит покрытия, пользуясь рейками, устраивают швы шириной 10 миллиметров. Их в последующем заливают кровельной мастикой и перекрывают полосками рулонного материала шириной 100 миллиметров, которые приклеивают только вдоль одной кромки.

Толщина стяжки при укладке по монолитным утеплителям не должна превышать 10, по плитным утеплителям – 20 и по сыпучим – 30 миллиметров.

В местах примыкания стяжки к вертикальным поверхностям устраивают переходные наклонные бортики шириной 100…150 миллиметров под углом 45 градусов. Места соединения бортиков с вертикальной и горизонтальной поверхностями закругляют для лучшей приклейки рулонного ковра.

Огрунтовку производят в первые часы после укладки цементно – песчаного раствора, чтобы она лучше проникала внутрь стяжки, закрывая поры. Огрунтованную свежеуложенную стяжку не надо защищать от действий солнечных лучей, так как образующаяся плёнка препятствует испарению воды из раствора.

Для огрунтовки используют битум (или пек – для толевых кровель), растворённый в двух частях разбавителя (солярового масло  для битума или антраценового для пека). Эти разбавители замедляют образование плёнки, улучшая сцепление грунтовки со стяжкой.

Одновременно с основными процессами осуществляют подготовительные работы вне кровли. Для устранения волнистости и улучшения склеиваемости рулонные материалы перематывают на специальном станке, вытягивают и очищают их от посыпки. Материалы, не имеющие покровного слоя, перематывают на другую сторону. Если руберойд будут наклеивать на холодной мастике, то очищать его от посыпки не надо, так как она поглощается мастикой, становясь её наполнителем.

Грунтовки и мастики готовят в заводских условиях и доставляют централизованно в утеплённых транспортных средствах. Руберойд или толь наклеивают на скаты покрытий, уклон которых не превышает 25%. При большем уклоне скатов полотнища крепят гвоздями с шайбами из рулонного материала к деревянным антисептированным рейкам.

Количество слоёв кровли, а так же дополнительных слоёв в местах примыкания (в ендовых, у воронок и тому подобное) указывают в проекте. На кровлях с уклоном до 15% рулонные материалы наклеивают перпендикулярно к направлению стока воды, при больших уклонах – параллельно.

Полотнища наклеивают с нахлёсткой: в кровлю с уклоном 2,5% и более – по ширине полотнищ в нижних слоях 70 миллиметров, а в верхних 100 миллиметров; по длине полотнищ во всех слоях не менее 100 миллиметров; в кровлях с уклоном менее 2,5% – не менее 100 миллиметров по длине и ширине полотнищ во всех направлениях и слоях кровли. Расстояние между стыками по длине полотнищ в смежных слоях должно быть не менее 300 миллиметров.

При расположении полотнищ рулонных материалов на скатах в направлении стока воды (перпендикулярно к коньку) каждый слой кровли поочерёдно заводят на соседний скат не менее чем на 1 метр, перекрывая соответствующий слой на другом скате.

Полотнища нижнего слоя, располагаемые перпендикулярно к стоку воды (параллельно к коньку), наклеивают с переводом на другой скат на 100…150 миллиметров; полотнища следующего слоя не доводят до конька на 300…400 миллиметров, но перекрывают на 100…150 миллиметров полотнищем с другого ската; полотнища следующего слоя укладывают как в первом нижнем слое, и так далее.

Сверху конёк накрывают дополнительным полотнищем шириной не менее 500 миллиметров с каждого ската кровли.

Ковёр начинают наклеивать с пониженных мест – воронок внутреннего водостока, ендов, карнизов – послойно: сначала 1 слой по всей площади захватки, после его проверки и приёмки – 2 слой и так далее. Для этих работ применяют машины специальных конструкций. Рулон надевают на ось катушки, бак заправляют мастикой. Водитель наносит машиной мастику на огрунтованную стяжку, разравнивает её, разматывает рулон и приклеивает его на мастике, укатывая ковёр. Прямолинейный ход машины обеспечивается направляющими из швелеров, по которым катятся одно переднее колесо и заднее рулевое. Первый раз швелеры укладывают по контрольной линии, обозночаемые мелом, а при наклейке последующих рулонов – по кромке ранее уложенного материала. Направляющие швелеры перекладывает один из рабочих в процессе движения машины.

Скорость передвижения машины – до 13 м/мин., производительность – 1200…1800 метров² однослойного ковра в смену.

Температура эмульсий, паст и грунтовок должна быть не ниже +15 градусов С°, холодных мастик и паст – не более +70 С°, горячих битумных мастик – 160…180 С°, горячих пековых – 140 С°.

В стеснённых условиях рулонные материалы наклеивают в ручную. Мастику наносят на основания щёткой участками в 50…60 сантиметров по длине раскатываемого рулона. Раскатывая рулон, полотнища тщательно притирают от середины к краям (чтобы удалить из  под него пузырьки воздуха) и сразу же прикатывают ручным дифференциальным катком массой 84 килограмма. По мере наклеивания полотнища швы прошпатлёвывают мастикой, выступившей по его краям во время притирки и прикатывания.

Устройство защитного слоя ковра механизируют, навешивая на наклеичную машину специальный бункер, который загружают гравийной или другой каменной крошкой. После нанесения битумной мастики её посыпают из бункера минеральной крошкой, которую прикатывают катком машины.

Для устройства ковра применяют так же наплавляемые материалы РМ – 420 – 1,0 , РМ – 420 – 0,6 , экарбит ЭБМ 420 – 1,0 с нанесённым в заводских условиях клеящим слоем. Наклейка обеспечивается за счёт размягчения покровной массы до вязко-пластичного состояния во время укладки разогревом (горячий способ) или обработки растворителем в виде осветительного керосина, уайт-спирита (холодный способ).

Перед наклейкой первого слоя поверхность основания огрунтовывают битумной мастикой в количестве 800 грамм/м². Рулонные материалы очищают от посыпки специальными машинами.

Наклейку производят машиной, оснащённой перемещающимися в поперечном направлении горелками. Сгорающие в них газ или жидкое топливо обеспечивают разогрев огрунтовки или покровной массы ниже лежащего полотнища, а так же поверхности наклеиваемого рулона до температуры + 140 С°. Скорость наклейки – 6,1…6,3 метра/мин. Прикатку катком выполняют не медленно после прекращения разогрева при удельном давлении 0,05 МПа.

Наилучшие условия разогрева наплавляемого материала соответствуют перпендикулярному расположению горелок к его поверхности на расстоянии 100 миллиметров. Для защиты зоны разогрева от ветра используют металлические экраны высотой 120…150 миллиметров, закрепляемые на наклеечной машине в 100 миллиметрах от горелок; нижние грани экрана располагают как можно ближе к нагреваемой поверхности.

При окружающей температуре выше +15 С° и уклоне кровли до 10% наклейка наплавляемых материалов может осуществляться холодным способом. При этом повышаются уровень механизации работ и производительность труда исполнителей. Растворитель наносят на каждую из склеиваемых поверхностей в количестве 45…60 грамм/м², используют для этого щётки наклеечной установки или удочку краскопульта СО – 20. Одновременно раскатывают рулон и делают первую прикатку. Через 7…15 минут производят повторную прикатку трёх кратной проходкой катка по каждому приклеенному участку. Через 24 часа прочность оклейки, проверяемая медленным отрывом полотнища, должна быть выше прочности картонной основы.

Мастичные кровли.

Мастичные кровли устраивают на основе битумных эмульсионных материалов, представляющих собой дисперсные системы,  состоящие из битума, эмульгатора, наполнителя и воды. В качестве эмульгатора используется глина, известь или их смесь с асбестом 7 сорта. Наполнителями являются асбест 7 сорта, зола уноса ТЭЦ, цементная пыль, молотый известняк и другое. Качество битумных эмульсионных материалов может быть повышено добавкой к ним полимеров в виде водных эмульсий каучуков.

Битумные эмульсии приготавливают на специальных установках и доставляют на строительные объекты в ёмкостях.

Устройство мастичных кровель начинают с подготовки поверхности: проверяют нивелиром уклоны поверхности покрытия, наклеивают над стыками панелей покрытия защитные армирующие прокладки из тканой стеклосетки, втапливая их в битумно-эмульсионную мастику, а так же укладывают гибкие компенсаторы из полиэтиленовой плёнки по слою мастики.

 


Ведутся работы над созданием страницы, скоро всё будет готово.